Даже на старых мотоциклах устанавливали элементарные сетчатые фильтры, но они были способны задержать разве что мелкие камешки. Позже появились фильтры, в которые закладывалась очень тонкая проволока в виде мочалки, «путанка» (ставьте ударение на первом слоге!), смоченная маслом. Стало чуть легче: уже до 70% пыли оседало на этом устройстве. Но и оставшихся 30% за глаза хватало, чтобы укоротить жизнь двигателя.
простейшая схема воздушного фильтра Некоторые фирмы использовали инерционные и инерционно-масляные фильтры. В них воздух на пути к карбюратору несколько раз менял направление. При этом твердые частицы, имевшие определенную массу, отсеивались. На последнем отрезке пути воздух проходил над масляной ванной — она становилась сборником пыли, а воздух увлажнялся, и из него выпадали совсем легкие частицы вроде пуха. Эпоха таких фильтров мотоцикла тоже ушла в прошлое. Но их последние представители живут еще на наших ИЖах: это инерционные контактно-масляные фильтры. Попадающий в них запыленный воздух, круто изменив направление, ударяется сначала о поверхность масла, налитого в съемную ванну, и теряет здесь самые крупные включения. Затем, уже увлажненный маслом, воздух проходит через толстый слой капроновой фильтрующей набивки, увлажняет ее и окончательно очищается от остатков пыли. Такие устройства, несмотря на их очевидную простоту, способны очистить воздух на 95%. А их очевидная привлекательность состоит в том, что они имеют неофаниченный срок службы. примерная схема разбора фильтра Достаточно сменить масло в поддоне, промыть в бензине капроновую набивку, и фильтр снова готов к работе, как новый. А потому такие фильтры широко используются на дешевых мотоциклах, эксплуатируемых в суровых условиях. Самыми современными считаются воздушные фильтры со сменными бумажными элементами. Он просты, долговечны, легко заменяются, коэффициент очистки в них достигает 99%. К сожалению, на сельских дорогах такие фильтры очень быстро покрываются толстой «шубой», не пропускающей воздух, и все плюсы сразу пропадают. Поэтому, в частности, наши ИЖи очень хорошо продавались в азиатские и ближневосточные страны: там их минусы превращались в плюсы. Однако роль воздухоочистителя не ограничивается только очисткой воздуха. Ведь впуск — это волновой процесс, в котором непрерывно происходят колебания. А значит, он сопровождается шумом. Причем весьма значительным. Бороться с этим шумом научились с помощью глушителей шума впуска — довольно крупных емкостей, объем которых примерно в 7—10 раз превышает объем двигателя. За счет такого ресивера пульсации «вдоха» сглаживаются, и шум становится гораздо меньше. А очиститель воздуха устанавливается внутри ресивера. Понятно теперь, что если снять воздушный фильтр, а заодно и глушитель шума впуска, двигатель так «запоет», что может действительно показаться кому-то более мощным. Но это самообман. Более того: мощность может даже снизиться из-за нарушения настройки впускного тракта. А уж долговечность двигателя упадет непременно.
схема системы воздухозабора мотоцикла Kawasaki
|